Выбрать страницу

Школа интернат для слабовидящих и слепых детей в Караганде

Школы для слепых, а также слабовидящих детей, являются частью единой государственной системы. Они функционируют на основе принципов специального образования, разработанных для обучения и воспитания школьников, имеющих особые образовательные потребности.

Образовательный процесс в таких школах выполняет ряд особых задач, которые направлены на восстановление нарушенных или недоразвитых функций, их коррекцию и компенсацию. Обосновывая главные его положения, тифлопедагогика опирается на учение о разностороннем гармоничном развитии личности и концепцию о взаимосвязи социальных и биологических факторов в развитии детей, имеющих отклонения в развитии. Эта взаимосвязь, представляет собой сложное, дифференцированное, изменчивое единство, как в отношении отдельных психических функций, так и разных этапов возрастного развития детей.

На этом основании, специализированные школы для слабовидящих и слепых детей выполняют следующие функции и задачи: учебно-воспитательную, санитарно-гигиеническую, коррекционно-развивающую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную, а также профориентационную. Подобный подход, позволяет нормализовать развитие детей с нарушениями зрения, восстановить нарушенные связи с окружающей средой (социумом, природой и пр.), скорректировать психическое развитие таких детей, сформировать у них компенсаторные процессы и активную жизненную позицию, которая поможет в дальнейшей самореализации каждого индивида.

Коррекционно-развивающая составляющая воспитательного и обучающего процесса предусматривает исправление, восстановление или компенсацию нарушенных зрительных функций, сглаживание дефицита познавательной деятельности, поиск существующих возможностей становления личности детей с ограничениями по зрению.

Специфика работы подобных специальных школ включает следующее:

  • Развитие здоровых сил, а также сохраненных возможностей слепых и слабовидящих детей, с учетом общих закономерностей, а также специфических особенностей их развития;
  • Модификацию учебных планов, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала, изменение темпа его прохождения;
  • Индивидуальный дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов, применение специальных методов и форм работы, оригинальных учебных и наглядных пособий, тифлотехники;
  • Специальное оформление учебных классов, создание необходимых санитарно-гигиенических условий, организацию реабилитационной работы;
  • Работу по социальной и трудовой адаптации выпускников, помощь в их самореализации.

Обучением и воспитанием детей с нарушениями зрения в России занимается развитая сеть специальных учебных заведений и школ. Кроме того, в некоторых не специальных общеобразовательных школах созданы классы охраны зрения.

Школы для детей с ограничениями по зрению (специальные учебные заведения III и IV типов) включают три ступени: начальную школу, основную школу (неполную среднюю школу), среднюю школу. Ступени школы обусловлены тремя основными этапами в развитии ребенка - детством, отрочеством, юностью.

Первая ступень школы обеспечивает становление личности воспитанника, целостное развитие его потенциальных возможностей, лечение, реабилитацию и охрану зрения, формирует у школьников желание и умение учиться. В программу начальной школы включены занятия, направленные на развитие зрительного восприятия, осязания и слуха, обязательные тренинги по логопедии, ритмике, ЛФК, социально-бытовому и пространственному ориентированию. Учащиеся начальной школы получают первые навыки учебной деятельности, учатся чтению, счету, письму, пониманию изображений. Они овладевают основами наглядно-образного, а также теоретического мышления, элементами личной гигиены, базовыми приемами и способами мобильности, ориентирования, самообслуживания. Для обучения предоставляются специальные учебники и пособия, составляются адаптированные программы и планы.

В школе второй ступени закладывается основной базис образовательной и трудовой подготовки, который необходим воспитаннику для продолжения образования и полноценного включения в социальную жизнь. Вместе с тем, продолжается работа направленная на коррекцию познавательной, личностной, а также двигательной активности учащихся, гигиену зрения, укрепление общего здоровья. В неполной средней школе развивают потенциальные возможности ребенка, с формированием научного мировоззрения и способностью к социальному самоопределению, расширяется сфера познания и овладения многими видами трудовой деятельности для дальнейшего профессионального обучения его и трудоустройства.

Третья ступень школы - это завершение общеобразовательной подготовки, а также курса профессионального обучения. В средней школе создаются условия, наиболее полно учитывающие интересы учащихся, завершается процесс социально-психологической адаптации и активного включения учеников в жизнь общества. С этой целью, учебный план включает факультативные занятия на выбор самого ученика.