Выбрать страницу

Программа трудовой подготовки и профориентации

Курс трудового обучения в специальной школе состоит из трех ступеней, учитывающих возрастные и специфические особенности развития учеников с ограничением по зрению:

  • Первоначальное трудовое обучение для учащихся 1-4 классов;
  • Трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность для учащихся 5-10 классов;
  • Широкопрофильная трудовая подготовка, переходящая в профессиональную и дальнейшее вовлечение учащихся в производительный труд, для учеников 11- 12 классов.

Трудовое обучение для учеников 1-5 классов первоначально направлено на ознакомление с вариантами технической, сельскохозяйственной, а также обслуживающей деятельности, привитие любви к работе. Воспитанники получают элементарную информацию о свойствах некоторых материалов (дерева, бумаги, картона, жести, проволоки, глины, пластмасс и пр.), знакомятся с назначением и устройством рабочих инструментов и измерительных приборов (метра, масштабной линейки, рулетки, угольника, различных шаблонов), учатся их применять, усваивая основные понятия о мерах длины, веса, объема. Особое внимание уделяется самообслуживанию и бытовому труду.

На втором этапе (в 5-10 классах) трудовую подготовку осуществляют на общеобразовательной основе, с политехническим уклоном и активным вовлечением школьников в полезный для общества труд. На этом этапе трудовое обучение расширяет знания и навыки, полученные в начальных классах. В технической сфере, преподаются элементы электроники, машиноведения и специальной графики. Слабовидящие школьники овладевают приемами использования инструментов и учатся методам обработки различных материалов (дерева, пластмасс, металлов и пр.), выполняют механосборочные и электромонтажные работы. По программе сельскохозяйственных работ, получают знания и первичные навыки выращивания актуальных для данной местности плодово-ягодных, овощных или цветочно-декоративных растений. В рамках обслуживающего труда предусмотрены занятия по кулинарии, обработке тканей, ремонту бытовой техники, уходу за одеждой. Этот этап трудового воспитания решает не только учебные задачи, но и профориентационные аспекты, поскольку связан с профессиональной подготовкой учащихся в дальнейшем.

В 11-12 классах, для учащихся предусмотрена широкопрофильная трудовая подготовка, переходящая в профессиональную с вовлечением школьников в общественно-полезную производственную деятельность. Обучение сочетает производительный труд в условиях школы с практической работой на специализированных предприятиях.