Особенности обучения общеобразовательным предметам
Программы общеобразовательных школ для детей с ограничениями по зрению в плане обязательных предметов, таких как русский язык, математика, ознакомление с окружающим миром и природоведение, полностью соответствуют аналогичным дисциплинам общеобразовательных массовых школ по содержанию и объему преподаваемого материала. В то время, как программы специального обручения, построены с учетом специфических особенностей незрячих и слабовидящих воспитанников. Они строятся с учетом необходимости коррекционно-компенсаторной работы, которая направлена на развитие восприятия, совершенствование образного мышления, конкретизацию представлений, формирование приемов самоконтроля и регулирования движений с помощью специальных форм и способов. Так как восприятие учебного материала детьми с ограничениями по зрению по скорости, точности и полноте уступает восприятию нормально видящими детьми, а представления об окружающем реальном мире фрагментарны, бедны и часто искажены, время на проведение измерительных действий, наблюдений, опытов и предметных уроков, увеличено.
Программами предусматривается применение средств коррекции и компенсации нарушенного и отсутствующего зрения посредством оптических приспособлений, рельефно-графических и плоскопечатных пособий, тифлоприборов.
Особенностью программ по русскому (или национальному) языку начальных классов специализированных школ для детей с ограничением по зрению, является то, что в них предусмотрено увеличение времени на подготовительный период. Это обусловлено особенностями познавательной деятельности таких детей и недостаточной их подготовкой к школе в сравнении со зрячими сверстниками. В школе для слабовидящих, программу русского (или национального) языка начинают с формирования представлений и обогащения зрительного опыта учеников, установления связи между словом и образом предмета, подготовки руки к письму. Подобная работа должна продолжаться и на следующих этапах обучения письменному русскому (или национальному) языку.
Своеобразие языковых программ в специализированных школах для слепых заключается в значительно большем внимании обучению письму и чтению по системе Брайля, основанном на использовании тактильно-двигательных ощущений. Обучающий курс предусматривает формирование предметного представления, умения работать с рельефными схемами грамматики, сюжетными рисунками и прочими специальными дидактическими материалами.
Обучающая программа по математике, также предусматривает более длинный подготовительный период. В ее содержание включены материалы, направленные на обогащение опыта в овладении ориентировочными навыками в пространстве. Большое внимание уделено формированию представлений о конкретных величинах, формах, количестве и пространственном положении предметов, а также чертежно-измерительных действий.
В школах для слабовидящих предмет «Ознакомление с окружающим миром и природоведение» включает существенно большее количество уроков, практических занятий и экскурсий, что дает возможность обогатить зрительный опыт учеников и сформировать у них ясное представления об окружающей среде. В программу «Организм человека и охрана его здоровья» включены материалы об охране здоровья органа зрения, что помогает овладевать навыками гигиены и санитарии. Введено изучение специальных методов и способов ориентирования при соблюдении правил дорожного движения (ознакомление с дорожными знаками включая знак «Осторожно, слепые», маршрутами движений, рельефными схемами улиц, звуковыми светофорами). Предусмотрены специальные занятия для овладения навыками использования трости при движении, обнаружении препятствий, переходе проезжей части улицы.
При изучении предмета природоведения в школе для слепых, особое значение придается формированию умения учеников понимать элементарные признаки предметов, а также сигналы объектов живой или неживой природы посредством осязания, слуха, остаточного зрения, обоняния. Увеличивается время на выполнение опытов, проведение наблюдений, экскурсий и предметных уроков, чтобы восполнить отсутствующую или недостающую зрительную информацию.
Особенности школьной программы по изобразительному искусству состоят в подборе объектов, а также средств изобразительной деятельности. Основное внимание обращается на обучение распознаванию и выполнению изображений, декоративно-прикладной деятельности, пластическому моделированию. Это способствует развитию у учеников наглядно-образного мышления, лучшего восприятия окружающих предметов, формирует художественно-эстетическое понимание.
Обучение общеобразовательным предметам в школах для слепых и слабовидящих, по большей части осуществляется по программам школ для нормально видящих детей с учетом имеющейся специфики. Однако вследствие увеличения срока обучения, дается несколько другое распределение материала программы по годам обучения. В образовательном процессе используются специальные формы и методы работы, дидактические средства и тифлотехнические устройства.
Дети с ограничениями по зрению, могут обучаться и в общеобразовательной школе для нормально видящих, если там созданы для них особые условия: специальное освещение, имеются тифлотехнические средства и специальные учебники, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами- тифлопедагогами, тифлопсихологами. Кроме того, образовательный процесс должен нести коррекционную направленность, ровно в той мере, в которой он обеспечивается в специальной школе. Дети с нарушениями зрения должны посещать коррекционные занятия: ритмику, лечебную физкультуру, коррекцию нарушений речи, занятия по развитию зрительного восприятия, пространственному и социально-бытовому ориентированию.